ПАВЕЛ АСТАХОВ: «НУ НЕ ЛЕЗЬТЕ В СЕМЕЙНОЕ ПРАВО – РАЗРУШИТЕ ВСЕ, ЧТО НЕ СОЗДАВАЛИ!»
Павел Астахов выступил перед студентами на юридическом форуме в МГОУ.
Публикуем выступление адвоката, государственного советника РФ I класса.
Хочу поблагодарить Фонд Андрея Первозванного, с которым мы знакомы давно и я принимал участие в форуме «Святость материнства». И хочу поблагодарить еще одного организатора – это МГОУ. Этот замечательный университет 50 лет назад закончила моя мама, так что я вижу в этом доказательство семейной преемственности. Всю жизнь она посвятила образованию и до сих пор преподает, только теперь в воскресной школе Закон Божий.
Я не считаю, что семья находится в кризисе. Семья не может находиться в кризисе, потому что семья – это первооснова, она первична. Это потом уже появились все институты, которые попытались упорядочить жизнь семьи, навязали ценности, описав права и свободы и попытавшись все это регулировать. Я хочу порассуждать как юрист: как теоретик и как практик.
Я вспоминаю сегодня декабрь 2013 года, когда праздновали 20-летие конституции и в Москве собрались представители всех законодательных органов власти Евросоюза. 47 парламентов были представлены главами парламентов либо заместителями. И меня попросил выступить спикер Государственной думы тогда Сергей Нарыкин, сказав, что, лучше чем я, никто не обоснует им, в чем они заблуждаются. А заблуждаются они в самом главном: в том, что в последние 10 лет все эти парламенты попытались изменить правовую основу семьи, описав ее отношения как различные вариации.
Придумали 60 полов, которых не существует. А на самом деле как было два, так и осталось. И вы увидите, что мы проживем еще 10 лет, и 20, и 50 и вернемся снова на круги своя как это уже было в известном ветхозаветном описании. Почитайте, про Содом и Гаморру там все написано.
И тот, кто это забывает, тому придется еще раз пройти через это. И я думал, как же убедить столь уважаемых людей, в том числе сидевшего там главу Европарламента. И я вспомнил, на чем основаны все правовые системы: и европейская, и англо-саксонская, и кодекс Наполеона, и американское и другие. На чем они основаны? Они все основаны на классическом римском праве. Именно его мои уважаемые младшие коллеги учат кто год, кто два. И там все было сказано. В период кодификации De guesta Justiniana появилось и там было следующее определение: «брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на человеческом и божественном праве». Все, точка. Тысячи лет все юристы, все системы права основывались на этом, отсюда выросла целая отрасль семейного права. И вдруг, в последние 10 лет решили внести туда отношения, которые совершенно не свойственны семье. Вот с этого начался не кризис семьи, а кризис в головах законодателей, которые запутались в том, что сами они начали делать.
Стоит только тронуть систему семейного права и начинает рушиться все остальное: алиментные обязательства, наследственное право, собственность и так далее. И что приходится делать законодателю, который пошел по этому пути. Потому что только тронь систему семейных отношений с точки зрения права, приходится ломать нормы, которые были в течение тысячелетий, и выводить что-то новое.
Верховный суд США в 2013 году, в июне рассмотрел дело двух женщин, которые всю жизнь прожили вместе, а потом одна из них умерла, а другая должна была получить наследство. И тогда судья Верховного суда США решил, что нужно создать такой прецедент и присудить право на наследство женщины из однополого союза.
Я был тогда в Госдепораменте США и разговаривал со своей коллегой, помощницей госсекретаря США Джона Керии. Я сказал: «Сьюзен, что вы делаете. Я вот беру доллар США и вижу, что на нем написано «in God we trust». Но это же не божественное право, это даже не человеческое право. Вы ломаете практику через решение Верховного суда».
Понятно, что система прецедентная, что вы переписываете этот закон, когда создаете прецедент. Но это кончится плохо. Я не пророк, я просто юрист, который немножко в этом понимает. Правовые основы не должны изменяться в угоду каким-то настроениям, веяниям. Любой юрист на это скажет, что можно по-другому это изменить, не вторгаясь в личное пространство, не вторгаясь в личную жизнь. Ну не лезьте в семейное право – разрушите все, что не вы создавали!
Потому что закончится это все апокалипсисом, а семья останется, потому что она первична.
Что касается семьи на современном этапе у нас, что у нас сегодня происходит с семьей. Вот вы, студенты сейчас, и вам скучно это слушать, я понимаю, потому что словосочетание «семейные ценности» звучит очень архаично. Правда? Нечто такое ветхое, тяжелое: семейные, ценности – от каждого слова входишь по колено в землю как будто уходишь. Это не так. Надо к этому относиться по-другому. Семья. А что самое главное, самое важное в семье. Что? Любовь, молодцы, девчонки, все знают. Любовь, взаимное уважение, без этого не будет ни человеческого, ни божественного права, как говорил на пра-праотец юрист Модестин.
На этом выстраиваются все отношения: любовь, доверие, уважение, взаимопомощь, терпение. Через это нужно понимать семью, и это ценно. Это ценно, любовь? На мой взгляд, это высшая ценность. Лучше себя человек не может проявить, каким бы он ни был. Какого бы цвета у него не была кожа, оппозиционер или патриот – не важно.
Любовь – это самое ценное, что у него есть и это то, что он может подарить другому человеку. Потому что любовь не требует взаимности, она идет от человека.
Дружба требует взаимности, потому что дружба – это двое, а любовь, она либо есть у человека, либо ее нет. Если он учился ее дарить, то он получит ответную реакцию в виде такой же любви или нет. Давайте учится любить друг друга, и тогда никакой кризис нашей семье не страшен. Будет у нас любовь и тогда, опираясь на юристов, нам удастся выстроить крепкую семью. Тогда нас не будет пугать словосочетание «семейные ценности». Мы будем понимать, что это семья, это любовь, и это ценно и важно.