СОРОЧЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ — Отец Александр Салтыков
ПЯТНИЦА, 29 СЕНТЯБРЯ В 19:00. Храм Воскресения Христова в Кадашах. Станция метро Третьяковская.
По адресу: Кадашевский тупик
Отец Александр Салтыков: «Искусство, культура, личность, Бог».
СТРИМ (Прямой эфир) будет доступен:
— в группе ДВИЖЕНИЯ СОРОК СОРОКОВ
— на ютуб-канале #ДвижениеСорокСороков https://www.youtube.com/user/SorokSorokov
НО это для тех, кто живет на необъятных просторах нашей родины, вдали от Первопрестольной. Тех же, кто хочет красиво и с пользой провести пятничный вечер, мы приглашаем прибыть в личном качестве! Наш гость и одновременно хозяин площадки — замечательный человек, через общение с которым можно соприкоснуться с эпохой позапрошлого века. Это не преувеличение.
Кто такой отец Александр Салтыков?
Вспоминает друг, Андрей Борисович Ефимов, зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, профессор, доктор физико-математических наук:
«Вот приехали мы в одну деревню. Это было недалеко от Софрино, село Могильцы, имение Гагариных, впоследствии стало домом отдыха. Там стоял храм. Мы пришли туда. В конторе сидел человек в военном френче, подпоясанный широким офицерским ремнем, за огромным столом, покрытым красным кумачом (не исключено, что красный кумач был добыт в результате разграбления какой-то церкви).
Он начал спрашивать нас, что мы делаем, зачем мы ездим, собираем иконы? «У нас никаких икон не сохранилось», – говорил он. Мы отвечаем, что мы аспиранты, отец Александр, тогда еще Александр Александрович, сотрудник музея им. Андрея Рублева.
«Сколько же вы получаете в Рублевском музее»? – спросил он. Отец Александр сказал: «70 или 80 рублей в месяц». «Что же, вы на эти деньги живете? Ведь жизнь же в деньгах»! – сказал этот, с виду нормальный, человек. Эта фраза «жизнь в деньгах», которая так не соответствует отцу Александру, запомнилась нам на всю жизнь.
Помню другой случай. Мы приехали под Переславль. Там в каком-то селе стояла огромная колокольня и остатки храма. Нам сказали, что около десятка лет назад, во время войны храм был закрыт. Из закрытой церкви местные жители тащили иконы по домам. Мы зашли в один дом, (как потом оказалось, хозяин во время войны был немецким полицаем), и видим, что у него из икон построен хлев для коров! Стены и все остальное было сделано из икон, сбитых огромными гвоздями! Прекрасные иконы XVIII века – пророки, святые, самые разные иконы, составляли стены в этом хлеву. А кормушка, из которой кушала корова, была сделана из иконы XVI века, в ней топором было вырублено отверстие. Икона эта сегодня является одним из главных экспонатов музея им. Андрея Рублева. Мы взяли инструменты – топоры, гвоздодеры – и очень осторожно разобрали этот хлев, при ужасном негодовании «хозяина» икон. Потом у него нашли еще иконы. Мы вывезли оттуда целую машину икон.
Он сам ездил по разным городам нашей родины и спасал божественную красоту. Значительная часть икон, находящаяся в запасниках музея им. Андрея Рублева, была вывезена с его участием. Служение прекрасному, божественной, нетварной красоте, которая запечатлена в иконах, есть основное в жизни отца Александра Салтыкова. Вот чем занимался отец Александр в самой ранней юности.
Его служение всегда несло характер борьбы. Я ведь не рассказал подробностей, как мы сражались с этим полицаем… И каждая такая экспедиция представляла собой битву. Отец Александр постепенно стал серьезным, закаленным бойцом, который, бывало, и рисковал. На самом деле, противостояние, не просто неправде, а противостояние разорителям прекрасного, этим несчастным людям, одержимым духом сатанинской ненависти, которых очень много появилось после кровавой революции 1917 года, в жизни отца Александра было всегда.»
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Николая Угодника в Кузнецкой слободе:
«Протоиерей Александр Салтыков происходит из древнего боярского рода Салтыковых, корни которых уходят во времена Рюриковичей. Его далекий предок служил в дружине святого князя Александра Невского.
Он родился в глубоко верующей церковной семье. Его отец – Александр Борисович Салтыков – окончил историко-филологический факультет Московского университета с той плеядой замечательных молодых людей, которые тогда оказались на последнем курсе, учившемся по дореволюционной программе. У них преподавали старые профессора, многие из которых потом были высланы за границу.
Многие студенты из этого курса принадлежали мечевской общине (может быть, благодаря о. Сергию Мечеву, который окончил исторический факультет). Александр Борисович тоже пришел на Маросейку в 1922 году, еще застал отца Алексея Мечева и стал духовным сыном отца Сергия Мечева.
В это время разворачивались гонения безбожной власти на Церковь, и перед каждым верующим человеком стоял вопрос: как ему жить, как вести себя в ситуации коммунистических гонений?
Александр Борисович прислуживал в храме и был церковным человеком. В 1930-м году он был арестован. Александр Борисович отказался давать показания на следствии и в течение пяти месяцев ждал расстрела. Но приговор был смягчен – его осудили на пять лет лагерей, и он отбыл свой срок в Мариинских лагерях.
Освободившись, он, как бывший заключенный, долгое время не мог жить в Москве, но, по милости Божией, перед войной смог получить московский паспорт и вернуться к своей профессиональной деятельности – истории материальной культуры. Он работал сотрудником Исторического музея, заведовал отделом фарфора. Впоследствии он заведовал отделом в Историческом музее и преподавал в Московском университете, был секретарем Союза художников, написал целый ряд книг по народному искусству.
Такой была жизнь, в которой вырос отец Александр, и главным содержанием ее были вера в Бога, верность Церкви и посильный труд по спасению русской христианской культуры. Великий дар горячей веры в Бога отец Александр получил от родителей.
Закончив исторический факультет Московского университета, о. Александр с 1965 года стал работать в музее им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где работает и до сих пор, почти уже 50 лет.
В 1970-х годах он стал духовным чадом отца Всеволода Шпиллера и находился под духовной опекой старца иеромонаха Павла (Троицкого). По их благословению в 1983 году он был рукоположен во диакона, а через год во священника. Вскоре он стал клириком Николо-Кузнецкого храма.
Когда наступила «перестройка», мы вместе с отцом Александром и другими священниками создавали Свято-Тихоновский институт. Он сразу был выбран деканом факультета церковных художеств, который создавал с самого начала. Через несколько лет он был назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах.
Сейчас прошло более 25 лет священства отца Александра. Мы знаем его большую общину, знаем его как ревностного пастыря, замечательного духовника, благоговейного совершителя Божественной литургии, знаем, как много сил отдает он своему храму и своему факультету. Это требует от него большого самоотвержения, Слава Богу, недавняя тяжелая операция на сердце прошла успешно, и отец Александр снова в строю – он служит, руководит храмом, возглавляет факультет и трудится в Рублевском музее.
Отцу Александру присуще глубокое понимание церковного искусства и искусства вообще. Он много лет преподавал историю Русской Церкви в Московской духовной семинарии и в ПСТГУ. Отец Александр является одним из замечательных преемников духа того удивительного поколения, которое выстояло в годы безбожных гонений, беспощадных войн и передало свою веру во Христа своим детям и внукам. Общаясь с отцом Александром, можно прикоснуться к этому духу.»
#СороченскиеВстречи #отецАлександрСалтыков #АлександрСалтыков #СорокСороков #Кадаши